Источник paganism.msk.ru
Простейший похоронный обряд состоит в следующем:
«Аще кто умряше, творят трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику
[Крада - особый костёр (крадущий из нашего мира положенные на него предметы):
выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека;
на 1 домовину необходимо брать в 10 раз более дров по весу;
дрова должны быть дубовые или берёзовые;
домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д.;
нос ладьи ставят на закат солнца.]
и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху
[Покойника:
одевают во всё белое,
закрывают белым покрывалом,
кладут в домовину милодары и поминальную еду, горшок ставят в ногах покойного,
покойник у вятичей должен лежать головой на запад,
самым подходящим днём для похорон считается пятница - день Мокоши,
поджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде,
краду поджигают днём, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шёл» вслед за уходящим солнцем,
внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками,
после того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва:
Се сва оне ыде
А тужде отроще одьверзещеши врата ониа.
А вейдеши в онъ - то бо есе красен Ирий,
А тамо Ра-река тенце,
Якова оделяшещеть Сверьгу одо Яве.
А Ченслобог ученсте дне нашиа
А рещет богови ченсла сва.
А быте дне сварзеню
Ниже быте ноще.
А усекнуте ты,
Бо се есе - явски.
А сыи есте во дне божстем,
А в носще никий есь,
Иножде бог Дид-Дуб-Сноп наш...
по окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге.]
а посем собравши кости
[у Северян, например, принято кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивается тризна,
бросив сверху оружие и милодары, участники тризны расходятся, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм.]
вложаху в судину малу
[глиняный горшок]
и поставяху на столпе
[в маленькой погребальной избушке «на курьих ножках»]
на путехъ
[на пути из селения к закату солнца],
еже творять Вятичн и ныне
[обычай ставить избушки «на курьих ножках» над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века]».
Простейший похоронный обряд состоит в следующем:
«Аще кто умряше, творят трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику
[Крада - особый костёр (крадущий из нашего мира положенные на него предметы):
выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека;
на 1 домовину необходимо брать в 10 раз более дров по весу;
дрова должны быть дубовые или берёзовые;
домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д.;
нос ладьи ставят на закат солнца.]
и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху
[Покойника:
одевают во всё белое,
закрывают белым покрывалом,
кладут в домовину милодары и поминальную еду, горшок ставят в ногах покойного,
покойник у вятичей должен лежать головой на запад,
самым подходящим днём для похорон считается пятница - день Мокоши,
поджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде,
краду поджигают днём, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шёл» вслед за уходящим солнцем,
внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками,
после того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва:
Се сва оне ыде
А тужде отроще одьверзещеши врата ониа.
А вейдеши в онъ - то бо есе красен Ирий,
А тамо Ра-река тенце,
Якова оделяшещеть Сверьгу одо Яве.
А Ченслобог ученсте дне нашиа
А рещет богови ченсла сва.
А быте дне сварзеню
Ниже быте ноще.
А усекнуте ты,
Бо се есе - явски.
А сыи есте во дне божстем,
А в носще никий есь,
Иножде бог Дид-Дуб-Сноп наш...
по окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге.]
а посем собравши кости
[у Северян, например, принято кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивается тризна,
бросив сверху оружие и милодары, участники тризны расходятся, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм.]
вложаху в судину малу
[глиняный горшок]
и поставяху на столпе
[в маленькой погребальной избушке «на курьих ножках»]
на путехъ
[на пути из селения к закату солнца],
еже творять Вятичн и ныне
[обычай ставить избушки «на курьих ножках» над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века]».