Часть II

15. Читая материалы родноверческих сайтов и издаваемые традиционалистами книги, обыватели ужасаются – «под маской Славянского Родноверия зачастую скрывается оголтелый нацизм! Вы же нигде в сказках,
былинах или песнях не встретите пропаганду ненависти к людям других национальностей. Откуда у Вас это?»

Ставр: Однако в тех же сказках, былинах или песнях мы встретим «пропаганду» Любви к своей Родной Земле. Чего не найти в современных произведениях, фильмах и т.д., преклоняющихся и пропагандирующих т.н. «западный образ жизни», пресловутую «американскую мечту» и её многочисленные производные, впитывание которых ныне приводит, в частности, к тому, что молодые Русские ребята желают быть похожими на негритянских и ямайских наркоманов – широкие штаны, дрэды, возгласы типа «йо!», соответствующие жесты и прочие «плоды западной демократии».

Русская же Культура сводится в понимании подавляющего большинства ныне живущего в России «народонаселения» к нескольким вещам, а именно: водка, матрёшка, валенки, балалайка, овчинный тулуп, шапка-ушанка, матные частушки и псевдо-русско-народные музыкальные проекты типа «Золотого Кольца», не имеющие, по сути, никакого отношения к подлинно Русской Культуре.

К тому же, Русское Родноверие учит отнюдь не ненависти к другим родам, но в первую очередь - любви к своему. Любви к Роду Земному и Родной Земле, пробуждению Того, Что ныне спит в нас, способу услышать Глас Богов Родных в себе. Оно учит Любви и готовности защищать Родную Землю.

Проявления же крайних форм национализма ныне отнюдь не кажутся удивительными - это лишь закономерная реакция на ситуацию, сложившуюся в настоящее время, определённое проявление противодействия. Ибо при современном положении вещей, при тотальном засилии инородцев, пользующихся врождённым гостеприимством и добротой Русского народа и мутным потоком хлынувших к нам из бывших «братских союзных республик», а также при соответствующей политике властей, всячески попустительствующих этому, не видеть критичность ситуации может только слепой. Конечно, можно лицемерно делать вид, что ничего не происходит, можно даже гневно «бичевать национализм» (как то делают иные, обойдусь без имён, все и так их знают), но вот только проблема от этого никуда не исчезнет. Поэтому продуманное (подчёркиваю – продуманное), разумное противодействие является не больше не меньше – борьбой за выживание Русского народа. Ибо если гость помнит что он гость, то и отношение к нему соответствующее, как говорится – милости просим! А вот если гость, пришедший в чей-то дом начинает мнить себя выше хозяина, если он начинает зарится на хозяйское добро – таковому необходимо напомнить его положение. Наша Родная Земля – наш дом, так давайте содержать его в чистоте и порядке!

Хочу подчеркнуть, что мы не говорим, что Русский народ чем-то лучше или хуже иных народов, мы лишь убеждены, что каждый народ должен жить в своём доме, в своей стране. Можно ходить друг к другу в гости, можно дружить с соседями, но ведь нужно и помнить о соответствующей черте, переступать которую не позволено никому.

Говоря об отношении Родноверия к национализму в целом, хочу привести ещё одну цитату:

«Русское Родноверие учит, что если Сами Боги (или Бог - Род) создали этот Мир таким многообразным, если сотворили народы и расы, отличающиеся друг от друга, если подарили каждому народу его землю – то не нужно портить Божье Творение, не нужно смешивать народы и расы, культуры и традиции в единую «общечеловеческую» (читай – «серую») массу.

Поэтому «Чёрное» в этом мире должно оставаться «Чёрным», «Белое» - «Белым», а «Жёлтое» - «Жёлтым». Так было угодно Богам, когда Они создавали этот Мир. В качестве контраргумента христианскому тезису о том, что «для бога нет ни эллина не иудея», Русское Родноверие говорит: Есть! Разве сама Природа Вещей в этом Мире не говорит вам об обратном? Ведь, говоря максимально понятным языком, если бы Боги (или Бог - Род) действительно желали видеть всех людей «общечеловечески-одинаковыми», Им бы ничего не стоило сотворить именно одинаковых людей. Однако этого не произошло. Поэтому в многообразии этого Мира и состоит один из Божьих Замыслов. Так сохраняйте же Чистым и многообразным Божье Творение, не оскверняйте его беспорядочным мультикультурным и межрасовым смешением. Не превращайте Божественное Многообразие в безликую серую массу!»[10]

16. В современных исследованиях о скинхэдах (бритоголовых) проскальзывает информации о том, что многие из них являются сторонниками славянских дохристианских верований. На твой взгляд, это
положительная тенденция или один из способов опорочить Родноверие, намертво привязав его к страшилкам о "русском фашизме"?

Ставр: Сильно сомневаюсь в том, что информация о родноверческих религиозных предпочтениях многих скинхэдов может каким либо образом «опорочить» Родноверие. Так как среди них, насколько мне известно, присутствуют и христиански-ориентированные люди. И я не берусь утверждать кого больше – скинхэдов-христиан или скинхэдов-родноверов (хотя надо сказать что в последнее время ситуация начинает меняться). Никому же не приходит в голову, что этим можно «опорочить» христианство.

17. От родноверов часто приходится слышать призыв «око за око, зуб за зуб», в этом многие видят основной принцип справедливого возмездия за содеянное. Многие государства в процессе своего развития
отказываются от смертной казни, практика которой как раз и отвечает указанному выше принципу. Каково твоё отношение к возможности умерщвления одного человека за убийство другого, пусть даже и руками государства? Соответствует ли это твоим религиозным воззрениям?

Ставр: В общем и целом – да, соответствует. С точки зрения Родноверческого Мудрословия – человек, отнявший у другого жизнь, таковым деянием нарушил Ряд, Правду (Вселенскую Гармонию). Во Всемирьи же всё взаимосвязано, потому даже самый малый, в масштабах Всемирья, поступок отрицательного свойства может повлечь за собой самый глобальный Разлад (что, по сути, мы и наблюдаем ныне). Предки наши ведали о том, потому в этом случае всегда приносилась Искупительная Жертва. Коей и являлся непосредственно сам убийца. В соответствии с рядом довольно обоснованных исследований, посвящённых этой теме, содеявшего худое в рассматриваемом случае приносили в жертву посредством расчленения. Это делалось потому, что, в соответствии с общеарийским Мифом Творения, Само Всемирье появилось методом изначального расчленения Первосущества (Первобога, Великана и т.д.). Также и наши Предки мыслили Всемирье простёртым во Времени и Пространстве Телом Рода. И дабы соблюсти Изначальный Порядок (Ряд), Всемирье крепилось членами убийцы (опять же – Закон Подобия, Закон Большого в Малом).[11] Естественно, вышеозначенное не распространялось на те случаи, когда человек непосредственно сталкивается со Смертью и был вынужден отнимать чужую жизнь (например, война либо защита близких и себя ).

Понимаю, что в условиях современного «гуманного» общества, ознакомившись с таковым положением вещей большинство тут же начнёт вопить о «бесчеловечности», «варварстве» и т.д. Однако если взглянуть на ситуацию с другой стороны – с какой стати государство должно тратить средства на содержание всяческих ублюдков, отбывающих пожизненное заключение?

Потому повторюсь: такая мера наказания, как смертная казнь ни в коей мере не противоречит Родноверческому Миропониманию.

18. Многие адепты догматических культов, претендующих на монопольное владение истиной, относятся к славянам-родноверам крайне пренебрежительно, почти как к малым детям, заблудшим или находящимся в
начале духовного поиска. Как ты думаешь, что поможет сломить это отношение и нужно ли переубеждать идеологических противников, стараясь занять достойное место среди других религий России?

Ставр: Отношение ко всем, кроме себя самих, как к «малым детям» характерно для представителей практически всех «мировых религий» и такая ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем.

А вот для того, чтобы занять достойное место среди других религий в современной России, нужно, прежде всего, что-то из себя представлять. Ибо, к сожалению, в пренебрежительном отношении к себе, как ни странно это звучит, зачастую оказываются виноваты сами родноверы. Вернее, наиболее эксцентричные личности, так или иначе относящие себя к Русскому Родноверию. Все эти удлинения истории славян на несколько миллионов (!) лет, отыскивания мифических «Славянских Государств» в Палестине, мифотворчество (измышление каких угодно «богов», один «Ра» чего стоит), спекулирование ра-сшифровкой всевозможных слов (в частной беседе один такой «просветлённый» ПОД БОЛЬШИМ СЕКРЕТОМ сказал мне что, ОКАЗЫВАЕТСЯ, слово «иудеи» ра-сшифровывается как «И Умом Делят». А на одном из форумов в Интернете меня «просветили» на предмет того, что, ОКАЗЫВАЕТСЯ наука история в действительности называется «Из Торией» и сплошь написана «жыдо-масонами». Комментарии, как говорится, излишни. Также любимым приёмом всевозможных «истинооткрывателей» является широкое использование ложнокорневых основ. К примеру, якобы корень «Ра» является типичным примером ложнокорневой основы. Ну нет в русском языке такого корня. Есть корень «рад», как в слове «радуга». Ещё одним излюбленным способом оных «просветлённых» является вольное использование слов-перевёртышей. К примеру: «Русь - Сурь», «гой – йог» и т.д.). Ещё одно характерное отличие «у-РА-патриотических фантазёров» - приписывание нашим Предкам самых фантастических деяний при полном незнании и даже игнорировании реальных исторических фактов – в сущности, им не важна действительная история и подлинная Традиционная Культура – всё это они с лихвой заменяют своими фантазиями. Иными словами – им не важно как есть на самом деле, им важно как они сами видят что-либо.

сё это, пусть даже сотворённое из самых что ни на есть Патриотических соображений, в целом наносит огромный вред Движению. Ведь сторонний человек не разбирается в том, какое именно объединение или общину ты представляешь. Для обывателя все мы одинаково «язычники». А раз кто-то один пишет и издаёт фантастические бредни, если они, к тому же, продаются практически на каждом углу (как книги того же Гусева или Петухова), то уже обо всех родноверах формируется мнение, как о сборище шизофреников. И грустно наблюдать, что многие просто не понимают таких очевидных вещей. Да, все мы знаем, что история Древней Руси и других Славянских государственных образований началась далеко не с пресловутого «крещения» (и тому существует масса подтверждений в серьёзной научной литературе), да, все мы знаем, что и до прихода «просветителей» славяне являли собой развитый в Духовном и Культурном плане народ. Но вот «далеко идущие» фантазии на эту тему – вредны. История нашей Родной Земли и так полна действительно Славных страниц, и незачем дополнительно приукрашивать её.

Ещё одной группой лиц, наносящих вред Движению, по моему мнению являются так называемые «жыдоеды». Это особая категория лиц, видящих целью своего существования поиск и выявление «жыдов» и «жыдо-масонов» везде, где только можно. В соответствии с «теорией жыдоедства» все более-менее известные и значимые личности являются «жыдами» и «масонами». Относительно недавно мной было зафиксировано два наиболее клинических случая «жыдоедства»: один известный в определённых кругах человек, причисляющий себя к числу участников не менее известной Родноверческой организации заявил что известнейший (и изумительно талантливый) Русский учёный М. В. Ломоносов оказывается ни кто иной, как самый настоящий «жыд»(!) Далее этот «борец с мировым сионизмом» приводит так называемые «доказательства», подтверждающие, якобы, семитское происхождение Ломоносова. Другой деятель, менее, надо сказать, одиозный чем первый, заявил, что оказывается известнейшее произведение Древне-Русской литературы «Слово о Полку Игореве» написано ни кем иным, как масонами (!) Причём – с какой именно целью – так и осталось невыясненным. Комментарии, надеюсь, излишни. Боюсь, это уже не лечится.

И ведь невдомёк таким «ура-патриотам», что подобным бредом они просто напросто унижают Русский народ, его историю, Культуру, достижения. Действительно, какие там могут быть достижения у Русского народа, если один из самых талантливых учёных за всю нашу историю на «проверку» оказывается «жыдом»?
Добавлю к этому, что общий облик евреев с точки зрения «жыдоедов» приобретает совсем уж демонические черты. «Жыды» в их понимании вездесущи. Во всех отрицательных явлениях и событиях любого масштаба виноваты, оказывается, «жыды». И нигде «истым патриотам» от них не укрыться. Такое, с позволения сказать, «мировоззрение» напоминает типичные средневековые (и не только) христианские представления о «вездесущности» и «всепроникаемости» Диавола, когда все беды и неудачи, все свои недостатки, отсутствие Таланта, Воли, Удачи, наконец – всё списывается на «происки Диавола» (вспомните типичную отговорку «бес попутал»). Интересно, как эти «патриоты» собираются противостоять таким могучим и вездесущим «жыдо-масонам»?

Оговорюсь, что культивируемое противоположной стороной представление о «вечно гонимых бедных евреях» также, естественно, не является отражением объективной действительности. Хватит с нас этих баек, рисующих картины «многочисленных погромов», где бородатые и пузытые пьяные русские мужики-черносетенцы, якобы, рубят топорами худых, бедных и несчастных евреев в потёртых ермолках. Но тем не менее, во всём нужно знать меру…

Существует и другая, относительно «жыдоедов», крайность. А именно так называемые «пацифо-язычники». Это люди, являющиеся носителями типичного, по сути своей, хипповского мировоззрения, понимающие Родноверие не иначе как способ убежать от Реальности. Именно эта группа людей склонна рассматривать Родноверие исключительно как «любовь ко всему миру». Именно эта группа людей склонна рассматривать наших Славных Предков исключительно и поголовно как альтруистов-человеколюбов, увлечённых только лишь «поиском Гармонии». При этом многочисленные военные походы Древних Славян, известные по византийским и античным источникам, завоевательные походы Русских князей, известные по Русским летописям ими в расчёт просто не берутся. В сущности, такое вот «пацифо-язычество» делает из его приверженцев такую же безвольную скотину, как и превратно понимаемое христианство.

Дабы закончит ответ на этот вопрос хочу сказать, что если мы хотим, чтобы сторонние люди относились к нам серьёзно, нам самим нужно относится серьёзно к тому, что мы делаем. А не заниматься розыском «Всеясветных Грамот», не играть на Природе в «волхвов» и «воинов» (одна крайность) и не сводить Родноверие к банальному «жыдоедству» (другая крайность).

По моему разумению, Родноверие должно давать опору в жизни большинству, а также предоставлять возможность Духовного Поиска тем, кто к тому стремиться. Ведь Родноверие – это Путь, Стезя, Духовное Восхождение на основе Опыта Предков…

19. Книга Велеса – особая тема. Многие называют её чуть ли не «славянской библией». Необходимо выразить свою точку зрения о её подлинности и месте в современном Родноверии.
Ставр: К примеру, христианство основывается, в первую очередь, на Библии. Если вдруг исчезнет Библия – само «Христово учение» испытает значительные трудности. Хотим ли мы того же самого для Родной Веры?..

Родноверие основывается не на каком бы то ни было «писании», а на самой Природе, на Опыте осмысления человеком Сил, действующих во Всемирьи, на нашем опыте. Поэтому все попытки свести Родную Веру к какому бы то ни было «писанию», к какой бы то ни было книге, в случае их успеха попросту убъют самую Суть, сам Свободный Дух Родноверия. И очень жаль, что многие ныне этого не понимают. Жизнь на Белом Свете, весь окружающий нас Мир – прекрасен, многообразен и наполнен многими красками, и разве можно передать всю Красу Мира, все чувства, наполняющие Сердце при общении с Природой, посредством книжных строк? Разве можно заключить Ярую Силу Весны, Доброту Всебожья Летом, Мудрость и Плоды Осени или чарующее своим Величием Царственное Отдохновение Природы Зимой – в рамки какой-то «книги»? Родные Боги дали нам Разум и Чувства для постижения, для осмысления окружающего Мира. И мы должны пользоваться этими Дарами. Пользоваться ими, а не ограничивать себя любой «книгой». Учащийся у «писания» - учится у автора этого писания, живёт его разумением, учащийся у Природы, постигающий Её Мудрость – учится у Богов.

Однако, с другой стороны – любое писание заключает в себе плоды Духовного Опыта, кои также необходимо учитывать. Для того чтобы не стоять на месте, по нескольку раз «изобретая велосипед», а двигаться дальше. В этом смысле «Книга Велеса», независимо от того, кто и когда её написал, являет собой точно такой же результат Духовных исканий её автора. Кои также могут быть использованы теми, кто считает нужным их использовать. Однако делать из «ВК» культ, провозглашать её «славянской библией» не нужно. Ведь таким образом мы сами рубим сук, на котором сидим, сводя Природное Мирочувствование, Полёт Духа (коим и призвано быть Родноверие) к банальной книжности. И уж тем паче потешно выглядят те, кто во всех спорах и дискуссиях ссылаются только и исключительно на «ВК» - «так, де, написано в писании…».

Иными словами – любое писание, любые Плоды Духовного опыта есть отображение того, как открылось Безмерное автору оных, не больше и не меньше. Однако подлинный Духовный Путь заключается не в том, чтобы увидеть Истину чужими глазами, но в том, чтобы обрести Веданье самому…

Также хочу сказать вот что: «…одному и в писаниях многомудрых СУТИ уловить не дано, а другой и в простом, на первый взгляд, узорочье на сосновой коре Великий Смысл да истое Чудо зрит».

20. Не секрет, что многие заинтересовались исконной славянской религией прочтя скандальную и во многом неоднозначную книгу В.Истархова "Удар Русских Богов" (УРБ). Насколько, на твой взгляд,
соотносится в этой книге полезное и вредное? Есть ли будущее у такого способа заинтересовать молодых людей наследием Предков?

Ставр: Вопрос, вероятно, не совсем по адресу. Так как лично на меня «Удар Русских Богов» абсолютно никак не повлиял и нисколько не впечатлил. Соответственно, и заинтересованность в изучении Традиционной Русской Культуры у меня появилась задолго до прочтения этой книги. Не могу сказать, насколько в «УРБ» соотносится полезное и вредное, так как с одной стороны эта книга, вероятно, действительно многих сподвигла на более глубокое знакомство с Родноверием, а с другой стороны эта же самая книга породила дикое количество так называемых «жыдоедов» (о них сказано выше). Также не могу не указать на ряд досадных оплошностей автора: это и оголтелое поливание грязью рок-музыки в типичном христианском стиле (сравни главу, в которой это написано со всевозможными сочинениями попов, публикуемыми в церковных брошюрках с названиями в духе «Сатана и рок-музыка»); это и заигрывание со словами-перевёртышами (насколько я знаю, автор не является профессиональным лингвистом), например: «гой-йог»; это, в конце концов, и упоминание «русского бога Солнца Ра»…

Досадно и то, что, несмотря на название, собственно Родным Богам и Славянской Культуре в ней отведено очень мало места. Вместе с тем «Удар Русских Богов» действительно пользуется феноменальной популярностью в настоящее время, особенно среди молодёжи. Другое дело, что у одних это проявляется в созидательных, творческих действиях, а у других – в банальном «жыдоедстве»…

21. Сегодня выходит масса книг по Славянской традиции и истории. Философы, историки, лингвисты или специалисты из других областей (зачастую не связанных с этой темой) прикладывают большие усилия по
исследованию прошлого и изданию своих трудов. Какой совет ты можешь дать человеку, чтобы он не запутался среди такой массы литературы, многое из которой отличается откровенными фантазиями и искажением исторической правды в угоду какой-либо идеологии?

Ставр: В сущности, в твоём вопросе уже содержится ответ. Если человек хочет иметь представление о действительном положении вещей, а не забивать себе голову продуктами измышлений разнообразных дилетантов-«первооткрывателей», то он должен быть разборчив в выборе литературы. Лично я предпочитаю изучать работы профессиональных этнографов, лингвистов, историков, археологов и т.д. И, соответственно, стараюсь держаться в стороне от откровенных фантазий и искажений. Безусловно, абсолютно объективных и беспристрастных исследователей нет даже среди профессионалов. У любого исследователя существует определённая концепция, определённая Идея, которой он следует, пусть даже и неосознанно. Потому для того чтобы иметь своё собственное суждение или хотя бы общее представление о той или иной проблеме, необходим системный анализ, комплексный подход. Иными словами, для того чтобы решить для себя пусть даже самую незначительную проблему, необходимо ознакомится с точкой зрения на неё не одного, а нескольких специалистов в данной конкретной области. Соответственно, некорректно судить о чём либо, опираясь лишь на мнение одного отдельно взятого, пусть даже самого что ни на есть именитого и титулованного специалиста.

Касаемо конкретно литературы, связанной с Традиционной Русской Культурой следует, вероятно, провести краткий обзор по данной теме, начиная с первых исследователей в данной области и заканчивая нашим временем (древние письменные источники я рассматривать не буду, так как на их разбор и анализ потребуется слишком много места и времени). Назову лишь наиболее, по моему мнению, значимые работы, а также те работы, с которыми знаком достаточно хорошо.

Во второй половине XV века поляк Ян Длугош предпринял попытку реконструировать Древний Славянский пантеон по образу греческого и римского. Однако скудность источников, бывших у него в распоряжении соответствующим образом сказалась на конечном результате (он буквально придумал целый ряд реально несуществовавших «богов»), потому его обзор Славянского Языческого пантеона впоследствии был признан специалистами слишком вольным и крайне неточным (весьма характерно, что ныне иные горе-исследователи опираются на хронику Длугоша как на первоисточник). В 1582 году вышла «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси» Мацея Стрыковского, тоже поляка, в которой также содержатся сведения о Славянских Богах (в частности, о Перуне). В 1674 году архимандритом Киево-Печёрской лавры Иннокентием Гизелем был издан знаменитый «Синопсис, или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-российского народа», в сущности, первый учебник истории в России. Характерно, что сведения о Славянских Богах для него были взяты из польских источников, в том числе и указанных выше, что основательно доказано специалистами. Конкретно же изучение древних верований в России началось во времена Петра I (XVIII в.) – появляются различные мифологические словари, М. Д. Чулковым издаётся «Абевега русских суеверий», где греко-римские боги идут вперемешку со славянскими, плюс масса сведений почерпнута из вышеупомянутого «Синопсиса». Нельзя не отметить и работы В. Н. Татищева («История Российская с самых древних времён») и М. В. Ломоносова («Древняя Российская История»), которые черпали информацию не из «Синопсиса», как Чулков, а непосредственно из древних источников. Первое или, по крайней мере, одно из первых изданий, целиком посвященных Древней Религии Славян вышло в 1807 году. Это «Славянская и Российская Мифологи» А. С. Кайсарова. Примерно в одно время с ней выходит «Древняя религия славян» Г. Глинки. И у того, и у другого издания есть огромное количество недостатков: скудость первоисточников, вольные домысливания и т.д., однако важен сам факт появления книг, целиком посвящённых непосредственно Родной Вере и Древним Богам. Позднее, в сороковых годах XIX века выходят многочисленные исследования одного из классических исследователей Русской Культуры – И. П. Сахарова. Его «Сказания Русского Народа» и «Русское Народное Чернокнижие» впоследствии переживут массу переизданий. Кстати, именно в начале XIX века, на волне всеобщего интереса и даже, я бы сказал, моды на «славянские древности» увидели свет первые явные подделки в области дохристианской духовной культуры, а именно - несколько якобы «древних» рукописей грузина Сулакадзева («Перуна и Велеса вещания…», «Боянов Гимн» и т.д.). А в середине того же века был рождён некий «прообраз», основа основ современной ура-патриотической белиберды – «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до рюриковского времени в особенности» Егора Классена (неоднократно переиздано в наше время). Классический пример «ура-патриотизма», дилетантства и непомерной фантазии.

А в 1869 году увидел свет последний том одной из наиболее значимых до сего времени работ одного из наиболее уважаемых лично мной мною авторов А.Н.Афанасьева - трёхтомник «Поэтические воззрения славян на природу». В этой работе автор собрал и систематизировал огромнейшее количество преданий, быличек, поверий и т.д., провёл сравнительный анализ Славянского Язычества со сходными Арийскими Культурами. В сущности, это издание, содержащее в себе неимоверное количество фактического материала, является первой законченной реконструкцией Славянской Мифологии. Оно же дало дополнительный импульс представителям т.н. «метеорологической школы» исследователей Древней Культуры. Основной минус Афанасьева, который нельзя не отметить – это неистребимое желание видеть во всём присутствие Перуна (классический пример исследовательской Идеи, о которой говорилось выше), а также некоторые вольности, допущения и натяжки при работе с материалом. В остальном же работа замечательная.

Наряду с этим в том же XIX веке начинает выходить довольно большое количество фольклорно-этнографических сборников: Л. Н. Майкова, И. М. Снегирева, А. Терещенко, П. Бессонова – обрядовые песни, Духовные стихи, заговоры и т.д. Стоит также отметить труды Е. В. Аничкова (Несмотря на его сугубо отрицательное и скептическое отношение к Древней Религии Славян) – «Язычество и Древняя Русь» и Н. М. Гальковского - «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси».

Своеобразным итогом, обобщающим исследования XIX века является труд великого чешского учёного Любора Нидерле «Славянские Древности», вышедший в 1916 году.

Литература XX века ещё более обширна и многогранна, для описания её понадобится слишком много места, потому скажу ещё более кратко.

Во-первых, следует отметить классические труды Б. А. Рыбакова – монографии «Язычество Древних Славян» и «Язычество Древней Руси» в которых Борис Александрович впервые использует и делает попытку (конечно, не всегда удачную) свести воедино все возможные виды источников – письменные, археологические, фольклорно-этнографические, лингвистические. Эти две монографии до сих пор являются наиболее объёмными исследованиями, своеобразной «классикой жанра» в изучении Традиционной Культуры, и пользуются огромной популярностью среди современных её приверженцев (несмотря на то, что обе книги содержат определённое количество натяжек и допущений).

Перу филологов В. В. Иванова и В. Н. Топорова принадлежат работы «Славянские языковые моделирующие модели» и «Исследования в области славянских древностей», в которых они на основе индийского мифа о борьбе Громовержца Индры со Змеем Вритрой (а также смутных намёков на подобный мифологический сюжет в балтской культуре) сделали попытку реконструировать так называемый «Основной миф индоевропейцев» (наименование их же). Несмотря на явный недостаток убедительных доказательств, отсутствие однозначных указаний на существование этого «Мифа» у славян, их концепция пришлась по душе не только ряду учёных, но и довольно большому числу самих родноверов.

Доскональному изучению фольклорного материала, в частности сказок, посвящены труды талантливого учёного – профессора В. Я. Проппа («Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки»). Следует отметить и последователя профессора Проппа - Н. И. Толстого, основателя влиятельнейшей школы этнолингвистов и этнографов. Однако и у Проппа, и у Толстого есть один существенный недостаток: опираясь в своих исследованиях исключительно на фольклорный материал, они абсолютно не уделяли внимания летописным свидетельствам и другим древним письменным источникам.

Отмечу также работы И.Я.Фроянова, в частности – «Начало христианства на Руси», в которой обоснованно подвергается критике бытовавшее в прошлом мнение о том, что дохристианские верования, якобы, «исчерпали свои ресурсы и возможности» в социальном плане.

Наряду с этим в настоящее время выходит в свет довольно большое количество изданий по этнографии – в частности, издательство «Индрик» постоянно выпускает хотя и малотиражные, но крайне профессиональные труды в этой области: Левкиевская Е. Е. «Славянский оберег. Семантика и структура». М., 2002.; Седакова О.А. «Поэтика Обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян». М., 2004.; Толстая С.М. «Полесский народный календарь». М., 2005.; Топорков А.Л. «Заговоры в русской рукописной традиции XV – XIX вв.: История, символика, поэтика». М., 2005.; и многие другие.

Одновременно во всё большем количестве начинают появляться всевозможные бредни псевдо-исследователей, а также, «эзотерические» писания авторства Шемшука и Хиневича. Не буду лишний раз заниматься анализом их измышлений, однако выражу надежду, что разумный человек и сам сможет отличить серьезное исследование от досужего вымысла.

Из непрофессионалов хочется отметить труды М. Серякова – «Голубиная Книга. Священное Сказанное Русского Народа» и «Сварог», многочисленные работы Антона Платова, посвящённые Северной Традиции в целом – своего рода обобщение их содержится в его большой книге «Магические Искусства Древней Европы». Примечательна и серия книг волхва Велеслава (Община «РОДОЛЮБИЕ»), знакомящая читателя не с кабинетными исследованиями, но непосредственно с Живой Традицией, с той формой Славянской Духовности, коя бытует в настоящее время.

В общем, достойных работ, посвящённых Русско-Славянскому Родноверию и Традиционной Русской Культуре ныне довольно много. Нужно лишь научится отличать правду от вымысла.

22. Как можно быть родновером, если живешь в городе, пользуешься последними достижениями техники, носишь современную одежду? Нет ли в этом противоречия?
Ставр: Никакого противоречия здесь нет. Ибо это – всего лишь избитый стереотип – если называешься родновером, то всенепременно обязан ходить в лаптях, жить в лесной избе, питаться «подножным кормом» (а также пить кровь приносимых в жертву христиан), и т.д., и т.п.

Родноверие всегда практично, оно не призывает «бежать от мира» (если, конечно, Отречение не подразумевается твоим Духовным Путём). Наши Предки жили в то время, мы живём в иное время. Быть Родновером – означает, прежде всего, быть носителем определённого мирочувствования, определённого мировоззрения, а уж потом – всё остальное (и хождение в русских рубахах, и прыжки через Огонь тоже).

Родноверие – это Путь, и об этом неоднократно говорилось. Путь Правды и служения Родной Земле и своему роду, это Голос Крови и Полёт Духа, Путь Духовного Взращивания, стремления к Непознанному. И такое вещи актуальны во все времена.

К тому же, как показывает опыт, внешние символы без внутренней Сути мало что значат, ибо можно с ног до головы обвешаться коловратами, можно круглосуточно носить, не снимая, национальную одежду – и, вместе с тем, попросту не быть родновером.

Но можно и наоборот – никак не отличатся внешне, но быть носителем Родноверческого мировоззрения.

23. Многие люди уверены, что наличие веры и религиозных запретов/разрешений способствует поддержанию морали в обществе и на индивидуальном уровне. Хотя бы тем, что человек изменяется в течение жизни
(как и его взгляды), а догмы нет. Родноверие играет в этом какую-либо роль, то есть подразумевает некие нравственные ориентиры, которые помогают человеку быть более совершенным в духовном плане?

Ставр: Единственные и непреложные нравственные ориентиры Родной Веры нашей умещаются в трёх коротких словах: Кровь, Земля, Дух.

«Родноверие – это жизнь по Родовым Законам.
Закон Родов троеглав суть – сохраняй Кровь, береги Землю, рости во Духе.
Сохраняй Кровь – Священную Влагу Богов, Свят-Водокрес[12] человеческого естества.
Береги Землю – Плоть твою, Родом завещанную, Кровью Предков политую, Костьми их умощённую.
Рости во Духе – взращивай Семя Родово, Всебогом в тебя вложенное. Стремись наполнить Влагою Веданья твой Сосуд Духа.»[13]

Это основные нравственные ориентиры. Остальное же зависит от индивидуального Пути человека в этом Мире…

24. Считаешь ли ты, что Родноверие может сделать человека лучше, как это пропагандируют другие религии, показывающие исцелившихся верой наркоманов и преступников?
Ставр: Да, считаю. Ибо Родноверие учит любви к Жизни, Красоте, Гармонии, Здоровью, Внешней и Внутренней Целостности каждого конкретного человека, Родноверческая философия помогает человеку осознать своё место в жизни (обрести Путь), оно учит не бежать от Мира, но достойно жить в нём. Родноверие прививает человеку чувство здорового Патриотизма (без «жыдоедства» и шовинизма), чувство любви к своей Родной Земле, уважения к сородичам, почитания родителей (Земных Отцов и Матерей и Небесных – Родных Богов и Предков). Разве всё это плохие качества в человеке?

Также я уверен, что если бы в современном обществе преобладали принципы Традиционной Культуры, всяческих наркоманов и преступников было бы гораздо меньше. Потому нам нет нужды показывать «исцелившихся наркоманов» - человек, не только на словах, но и на деле являющийся родновером, никогда не станет наркоманом.

25. Родноверы не стремятся активно привлекать в свои ряды новых соратников, предпочитая количеству качество. Не вступает ли это в противоречие с тем, что Родноверы видят возрождение славян именно
через возрождение исконной Традиции? Как можно возрождать целые народы, если так жестко и беспринципно производить "отбор" в своих рядах?

Ставр: В целом я бы не сказал, что все современные Родноверческие объединения не стремятся привлекать в свои ряды новых участников. Наоборот, очень многие хотят видеть в своих организациях как можно больше людей. Другое дело, что, говоря начистоту, они попросту не знают как привлекать новых сторонников.

Говоря о Движении в целом отмечу что, вероятно, не стоит избегать вести просветительскую деятельность. Не «миссионерствовать», не зазывать откровенно в свои ряды, но просто рассказывать о том, что это такое – Русское Родноверие. Можно приглашать сторонних людей на открытые Обряды, где они смогли бы всё увидеть своими глазами, пообщаться на интересующие их темы с толковыми людьми (думаю, что в каждом объединении должен быть такой человек, отвечающий за «связи с общественностью» и обладающий достаточными знаниями для наиболее полных ответов на различные вопросы). Соответственно, необходимо иметь определённый общедоступный канал связи (например, адрес электронной почты), на который любой заинтересовавшийся мог бы отправить письмо и задать вопросы.

Способом же наиболее широкого распространения идей Родноверия я вижу издание книг. Знаю по собственному опыту, какое большое количество людей заинтересовалось Родной Верой, приобретя ту или иную книгу. Естественно, в книге также должен быть указан канал связи, по которому читатель мог бы связаться с автором.

В один ряд с изданием книг можно было бы поставить и издание различных журналов, однако в настоящее время это не является отражением действительности, так как ныне попросту нет общедоступного журнала. А то, что есть (тот же «Атеней») большей частью распространяется лишь среди людей, уже являющихся родноверами. Фактическое же содержание современных Родноверческих и Патриотических издани