Кто такие скоморохи


Скоморох, грубый фигляр или скоморох, скоморох создать топик, грубый фигляр скоморох, карнавальный костюм скоморох, кто такой скоморох, скоморох грубый фигляр, скоморох начало науки учиться, фамилия скоморох, фигляр и скоморох, древнегреческий скоморох, итальянский скоморох, скоморох бегущий по звездам скачать, скоморох реферат, скоморох рисунок, фото скоморох, фото скоморох в раннее века, фото скоморох в раннее время, что такое скоморох


Многим скоморохи представляются грубым фигляром и шутом, которые отпускает плоские шуточки.  Этот образ намеренно культивируется по телевидению, средствами массовой информации и в различных произведениях претендующих  на историчность. Они даже специально делают знак равенства и вызывают ассоциацию, что фигляр и скоморох  -  это образы синонимы.  И люди воспринимают все это всерьез, думают, что именно так и было действительно!
Давайте же посмотрим так кто такой скоморох на самом деле, через призму истории и реальных исторических источников?

Скоморохи и шутники были  у всех народов в средние века. Древнегреческий  и  древнеримский скоморох назывался  - скиником,  потом уже позже  итальянские скоморохи - превратились в мимов. Причем  наряд скомороха  превратился в карнавальным костюмом,  который и поныне является гордостью итальянцев и массово привлекают такими карнавалами туристов. 

Скоморохи желанные гости в домах и на пирах


Основным инструментом любого скомороха были конечно же музыкальные. На Руси скоморохи традиционно использовали гусли, но этот основной музыкальный арсенал дополняли также  трубы, бубны, сопели, позже - сурны, домры, волынки или дуды, гудки (смыки), лиры, органы, свирели и т. п. инструменты.

Скоморохи  в ранние века по сути были  первыми  древними  артистами, театралами и  массовики затейники  в народе так и звались "веселыми людьми" или "веселыми молодцами", которые смешили как простой люд так были и желанны на княжих пирах. Этому есть масса подтверждений в старых летописях и различных документах.

Так например в Новгородской летописи под 1571 годом читаем, между прочим: "Втъ поры въ Новгородь, и по всьмъ городамъ и по волостемъ, на Государя брали веселыхъ людей"..., а вслед за тем говорится, что "поъхалъ изъ Новгорода на подводахъ, къ МОСКВЕ, Субота (дьяк) и съ скоморохами", т. е. с набранными для государевой потехи "веселыми людьми"

Изначально в самой древности скоморохи предстают перед нами в виде "гусельников", которые играют на своих  "звончатыхъ" или "яровчатыхъ" (= яворовых) гуслях и поют песни, а иногда и пляшут для развлечения слушателей;  по одиночке или толпами, облекаясь в особое "скоморошье платье" Их приглашают на народные гулянья,  княжьи пиры, свадьбы и везде они дарят людям радость и веселье.  Самым примечательным и ярким примером такого гусляра в былинах выступает, конечно же Садко!  Садко до того как стать купцом сам тоже скоморошил и не имел другого имущества, кроме гуслей, с которыми и ходил по пирам; когда же его не звали на пир, он скучал без дела:

А прежде у  С а д к е имущества не было:
Одни были гусли   яровчаты.
По   пирамъ   ходилъ - игралъ   Садке.
Садке день не зовутъ на почестенъ пиръ,
Другой не зовутъ на почестенъ пиръ,
И третий не зовутъ на почестенъ пиръ,
Потом Садкё соскучился.

Садко отправляется к Ильменю-озеру, играет на его берегу и приводит в восторг Морского Царя, который обещает ему счастье и богатство. Как вернулся Садко от Ильмень-озера,

Позвали  Садке на почестенъ пиръ.

Древнейшее историческое свидетельство о присутствии и игре гусельников на княгкеских пирах представляют Несторовы слова о Святополке (под 1015 г.):"Лють бо граду тому и земли той, въ немъ же князь юнъ, любяй вино пити съ гуслми";

В житии преп. Феодосия, игумена Печерского, читаем, что однажды Феодосии пришел к великому князю Святославу Ярославовичу (в XI веке) и увидел в палате, где находился князь, "многихъ играющихъ передъ нимъ: овыхь гуслныя гласы испускающихь, иныхь ор-ганьныя писки гласящихь, иныхъ же мусик1иск1я (по другим спискам: "замърныя"), и тако всъхъ веселящихся, яко же обычай есть предъ княземъ".  Блаженный поник головой и потом сказал князю: "Такъ ли будеть на томъ свЪть?" Князь, умилившись словами Феодосия и немного прослезившись, приказал играющим прекратить игру. С того времени, когда играли перед князем, и князь слышал о приходе Феодосия, он приказывал прекращать игру. Из этого рассказа убеждаемся, что при Святославе игра, т. е. музыка и пение, была в обычае при княжеском дворе и, разумеется, сопровождала княжеские пиры.

Такой же обычай существовал в старину и при сербском царском дворе; "Егда же бо и на т р а п е з ъ  предьседеще, тумьпани и гусльми яко обычай само-держцемь благородны хъ веселяще",- читаем в житии св. Саввы: речь идет о дворе первого царя сербского, Стефана (1195-1228). Подходящей иллюстрацией к рассказу Нестора может служить старинная фреска Софийского Собора в Киеве, относимая к 1073 г.: здесь изображены игроки на флейте, на длинных трубах, на арфообразном и гитаровидном инстру-ментах, наконец, на тарелках. Флейтист и тарелочник изображены, кроме того, пляшущими.

Но скоморохи были желаемыми гостями не только на пирах, но их часто просто приглашали к себе в гости, чтоб насладится их шутками прибаутками и веселой музыкой   Упоминая об этом можно в церковных указах, которые запрещали людям вообще вступать со скоморохами. Так, в поучении- Григория Черноризца (XIII в.) предписывается не вводить в дом скоморохов: "скомороха,... игудьця и свирця не уведи у домъ свой глума ради"
В "Слове о русалиях", приписываемом Нифонту, говорится о муже, который, завидев из палаты своей толпу пляшущих вокруг пляшущего же сопельника (скомороха), останавливает их и велит играть, плясать и петь перед собой.
"Кто ихъ (скоморохов) пустить на дворь добровольно, и они туть играютъ", - говорится в уставной   грамоте  бобровых  деревень  крестьянам   (1509   г.)

Роль скоморохов  в различных обрядах.


Скоморохи были не только народными любимцами, но и выполняли обрядовые функции. Так очень важным считалось присутствие скомороха на свадьбе
В былине о Ставре Годиновиче упоминается о свадебном торжестве, на котором не оказалось скомороха-гусельника и - певца:

Зачали играть свадебку,
Некому   играть   въ   гусли   на   честномъ   пиру,
Игръ играть, напевокъ напивать.

Сходный мотив встречаем в одной из свадебных песен из Пермского края:

Какъ во теремь гусяльцы  лежали,
Во высокомъ звончатыя лежали.
И   то   некому   во   гусельцы   играти,
Некому въ звончатыя играти.

У белоруссов простонародный музыкант  - скрипач носит еще до недавнего времени  назвался  "скомороха" По старинной белорусской поговорке, не бывает свадьбы без скоморохов: "Что за веселле (свадьба) безъ скоморохи". В Белоруси игрец-дударь имеет даже серьезное значение: он заменяет родителей у сироты-невесты. В Украине свадебные поезда иногда отправляются в церковь с музыкой, песнями и даже плясками. Все это в старину, вероятно, исполнялось скоморохами, на что указывают приводимые мною ниже исторические свидетельства и старинные песни.

Если уже на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более среди многолюдных народных сборищ они своим весельем, гудьбою, песнями и плясками не только развлекали толпу, но и увлекали ее к подражанию себе: песни, игры, пляски, рукоплескания, смех, вообще необузданная веселость и разгул толпы - все это сливалось в одну пеструю, шумную картину, в которой благочестивые ревнители христианского учения видели остатки не-навистного им язычества, называя народные игрища и потехи "бесовскими", "жертвой" или "службой идольской", "лестью дьявольскою" и т. п.  Уже Нестор, порицая игрища, на которые стекались народные толпы, так поименовывает "дьявольские лести": трубы, скоморохи, гусли, русалья. "Схожахуся на игрища, - пишет он, - на п л я с а н ь е и на вся бъсовская игрища" (или: "пьсни"), и в другом месте: "Но сими дьяволъ льстить и другими нравы, всячьскими лестьми, пребавляя ны отъ Бога, трубами и скомрахи, гусльми и русалья. Видимъ бо игрища утолчена и людей много множьство, яко упихати начнутъ другъ друга, позоры дъюще от бьса за-мышленнаго дьла".О плясании, имеющем место не только на пирах, на свадьбах и в павечерницах, но и на игрищах и на улицах, упоминает и Кирилл Туровский

В толковании к апостолу Павлу (XIII в.) говорится: "Егда и г р а ю т ь  р у с а л i я ли скомороси ли пьяницъ кличуть, или како сборище идольскихъ игръ, ты же въ тъ часъ пребуди дома". "Не подобаетъ крестьяномъ (христианам) игръ бесовскихъ играти, еже есть плясанье, гуденье, песни м и р ь с к i я и жертвы идольския" читаем в "Слове Христолюбца".4 О составе в старину народных игрищ получаем понятие из Слова св. епископа Евсевия (по рукоп. XIII в.). В воскресный день ("въ недълю"), по словам поучения, "обращеши ту (на игрище) овы гудущи, овы пляшущи, а другыя съдяща и о друзъ клевечюща, а другыя борющася, а другыя помавающа и помизающа другъ друга на зло". Но центром толпы служат игроки на трубах и гуслях, т. е. скоморохи, на звук инструментов которых бегается толпа народа: "Издавять бо ся, слышавше гласъ трубный и гусельный, текуще къ нимъ и аки крылати обрящуться ту"
Сетования духовных писателей, в поучениях и проповедях обличавших народные маскарадные игры, неустанно, но безуспешно раздавались в течение многих веков. Народ не отставал от своих исконных привычек, от любимых святочных увеселений, естественно притянувших к себе деятельность скоморохов. Ряжение и маски были в ходу как у наших скоморохов, так и у западных потешников-жонглеров, сделавшихся в указанных увеселениях народных главными действующими лицами. И те и другие одевались в разные наряды, в которых исполняли род интермедий, бытовых сцен; наряжались в звериные образы, надевали личины, подвязывали бороды, вместо личин, иногда окрашивали себе лица (на западе) или чернили их сажей (в Византии).
Древние языческие народные обычаи, в известные праздничные дни, именно в пору зимнего поворота солнца, которой соответствуют рождественские святки, водить животных, снабженных символическим значением (коня или кобылицу, козла или козу, медведя и т. п.), в руках скоморохов превратились в маскарадные игры: они изображали козла или козу (ср. повторявшееся в некоторых русских поучениях и постановлениях запрещение Трульского собора   [прав. 62]: "козлогласовая ходити", "козлогласования твори-ти", "ни вь козлогласованш" [образ показати собою ]  и т. п.), "бесовскую кобылку", медведя и т. п. В одной из дополнительных статей к Судебнику (1636 г.) приказывается, чтобы (на святках) с кобылками не ходили и на игрища мирские люди не сходились. Об этих кобылках упоминается и в других свидетельствах. Так, в грамоте царя Алексея Михайловича (1648 г.) читаем: "Накладываюсь на себя личины и платье скоморошское, межь себя, нарядя басовскую кобылку вод ять", а далее предписывается, чтобы "личинъ на себя не накладывали и кобылокъ бесовскихъ не наряжали", в числе же атрибутов этой скоморошеской потехи называются: "домры, сурны, гудки, гусли, хари и всяие гудебные бъсовсше сосуды".Гизель (ум. в 1685 г.) выражается о рождественском народном маскараде так: "Иши лица своя и всю красоту чоловвческую, по образу и по подобно Божно сотворенную, некиими лярвами (larva = личина, маска) или страшилами на Диавольский образъ пристроенными, закрывают., страшаще или утьшающе людий, Творца жь и Зиждителя своего укоряюще".

В России, вероятно, как остаток древнего русального маскарада, в некоторых местах сохранился обычай в Духов день или перед Петровским заговеньем водить так называемую "р у с а л к у", в образе лошади, которую изображают ребята, покрытые пологом. Еще недавно, кроме того, существовал, в Белгороде следующий обычай: в праздник Пятидесятницы (т. е. русалий) женщину переодевают в безобразный мужской костюм, а мужчину - в женский, и таким образом водят три дня по городу с песнями и плясками. 
В "Уставь людемь о велицемь пость" (из Дубенского сборника XVI в.) запрещается "плясати въ русалия". Словом, мы видим, что издревле в разных местах весеннее "русальное" торжество ознаменовывалось переряживанием и плясками,  самое же слово "русалии" обобщилось и стало применяться к народным игрищам, сопряженным с большими праздниками вообще, без различия специального характера этих игрищ.
В Прологе XV века слово "русальи" определяется так:  бесы в образе человеческом, "овы бьяху въ бубны, друзии же въ козиць и въ сопьли сопяху, иши же, возложивши на лица скураты (=маски), идяху на глумленье человеком и мнопе, оставивши церковь, на позорь (=зрелище) течаху инарекоша те игры Русальи". На том же основании и старинный русский азбуковник объясняет "русальи" как "игры скоморошские". В Стоглаве русалиями называются как рождественские святочные игры, так и игры на праздник рождества св. Иоанна Крестителя: "Русали о Ивановь дни, и въ навечернш Рождества Христова, и крещения сходятся мужи, и жены, и дъвицы на нощное плещевание и т. д.". 
Неудивительно, что после того, как слово "русальи" получило такое общее, широкое значение, - в многочисленных поучениях, словах, постановлениях, порицающих пестрые и шумные, унаследованные народом из времен язычества игрища, выражения "русальи" и "скоморохи" =непременные участники и вдохновители всяких народных игрищ) почти неразрывно связались, причем рядом с ними же обыкновенно упоминаются еще песни и пляски, как предметы специальной деятельности скоморохов, а также и названия музыкальных орудий скоморохов, как неотъемлемой их принадлежности.

Таким образом мы видим что скоморохи не только выполняли роль массовиков затейников, балагуров и шутников,  но и выполняли свою роль в культовых обрядах и праздниках

Виды скоморохов

Несмотря на кажущуюся простоту занятия скомороха у них было свое деление на различные виды специализации:

Скоморох - певец -  древнейший представитель народной поэзии (домрачей, гусельник), певец мифических, богатырских и исторических песен, но память о них живет и поныне сохраняется в народе, на севере - в лице сказителя былин, а на юге - в образе певца кобзаря или бандуриста; Именно они заложили своим искусством начало нового века славянской поэзии в произведениях Пушкина, Лермонтова, Шевченко и многих других поэтов.

Скоморох - гудец - (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок, в народе же преемниками его являются бродячие или оседлые народные музыканты, частью профессиональные, частью непрофессиональные, из среды местного населения: дудари, гу-дочники, ныне уже почти окончательно вытесненные скрипачами, балалаечниками, лирниками, игроками на гармониках и др.

Скоморох - плясун - его специализацией были танцы и пляски которые поражают своей удолью, разгульностью и озорством и по сей день! И сегодня существует очень много ансамблей народной песни и пляски, которые верно хранят традиции, которые заложили скоморохи - плясуны

Скоморох - глумословец и смехотворец
, исполнитель "позоров" и  глумов уцелело до сих пор в форме святочных потех и шуток, творимых ряжеными "окрутниками", а равно и в форме потешных сцен и фарсов, шуток и прибауток, импровизируемых и разыгрываемых балаганными лицедеями и потешниками из народа, в форме кукольной комедии, райка, медвежьей комедии и т. п., в которых бьет ключом народный юмор, не стесняющийся при этом и в употреблении крепких словец


ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>>