Славянская мифология
Родноверие
Народные традиции и обычаи



Меню сайта
Категории раздела
Дела общинные [9]
Новости местных родноверческих общин
Общественная деятельность [8]
Общественная деятельность, акции и т.д.
Политика и экономика [4]
Политика, экономика и их влияние на нас
Забугорье [2]
Дела заграничные, о зарубежных общинах и в целом о делах за кордоном
Тайны и загадки [8]
Магия, таинственные явления, загадки и т.д.
Дружба, любовь, семья [0]
Все о чувствах и отношениях между мужчиной и женщиной
Юмор и приколы [1]
Смешные истории, приколы, картинки, видео - все сюда, чтоб посмеяться от души
Новости культуры [3]
Новые музыкальные альбомы, поэзия, проза и вообще любое проявление творчества
Деньги, работа,бизнес [1]
Помогаем друг другу находить работу,зарабатывать и быть финансово независимыми
Домашние рецепты [3]
Детские новости [3]
Новости для самых маленьких, игры, интересности и т.д.
Забытая история [11]
Музыка, кино, видео [16]
Прочие новости [4]
Все интересное, что пока не имеет своей категории
РЕКЛАМА
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 492
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталоги и рейтинги
Кто такие скоморохи


Скоморох, грубый фигляр или скоморох, скоморох создать топик, грубый фигляр скоморох, карнавальный костюм скоморох, кто такой скоморох, скоморох грубый фигляр, скоморох начало науки учиться, фамилия скоморох, фигляр и скоморох, древнегреческий скоморох, итальянский скоморох, скоморох бегущий по звездам скачать, скоморох реферат, скоморох рисунок, фото скоморох, фото скоморох в раннее века, фото скоморох в раннее время, что такое скоморох


Многим скоморохи представляются грубым фигляром и шутом, которые отпускает плоские шуточки.  Этот образ намеренно культивируется по телевидению, средствами массовой информации и в различных произведениях претендующих  на историчность. Они даже специально делают знак равенства и вызывают ассоциацию, что фигляр и скоморох  -  это образы синонимы.  И люди воспринимают все это всерьез, думают, что именно так и было действительно!
Давайте же посмотрим так кто такой скоморох на самом деле, через призму истории и реальных исторических источников?

Скоморохи и шутники были  у всех народов в средние века. Древнегреческий  и  древнеримский скоморох назывался  - скиником,  потом уже позже  итальянские скоморохи - превратились в мимов. Причем  наряд скомороха  превратился в карнавальным костюмом,  который и поныне является гордостью итальянцев и массово привлекают такими карнавалами туристов. 

Скоморохи желанные гости в домах и на пирах


Основным инструментом любого скомороха были конечно же музыкальные. На Руси скоморохи традиционно использовали гусли, но этот основной музыкальный арсенал дополняли также  трубы, бубны, сопели, позже - сурны, домры, волынки или дуды, гудки (смыки), лиры, органы, свирели и т. п. инструменты.

Скоморохи  в ранние века по сути были  первыми  древними  артистами, театралами и  массовики затейники  в народе так и звались "веселыми людьми" или "веселыми молодцами", которые смешили как простой люд так были и желанны на княжих пирах. Этому есть масса подтверждений в старых летописях и различных документах.

Так например в Новгородской летописи под 1571 годом читаем, между прочим: "Втъ поры въ Новгородь, и по всьмъ городамъ и по волостемъ, на Государя брали веселыхъ людей"..., а вслед за тем говорится, что "поъхалъ изъ Новгорода на подводахъ, къ МОСКВЕ, Субота (дьяк) и съ скоморохами", т. е. с набранными для государевой потехи "веселыми людьми"

Изначально в самой древности скоморохи предстают перед нами в виде "гусельников", которые играют на своих  "звончатыхъ" или "яровчатыхъ" (= яворовых) гуслях и поют песни, а иногда и пляшут для развлечения слушателей;  по одиночке или толпами, облекаясь в особое "скоморошье платье" Их приглашают на народные гулянья,  княжьи пиры, свадьбы и везде они дарят людям радость и веселье.  Самым примечательным и ярким примером такого гусляра в былинах выступает, конечно же Садко!  Садко до того как стать купцом сам тоже скоморошил и не имел другого имущества, кроме гуслей, с которыми и ходил по пирам; когда же его не звали на пир, он скучал без дела:

А прежде у  С а д к е имущества не было:
Одни были гусли   яровчаты.
По   пирамъ   ходилъ - игралъ   Садке.
Садке день не зовутъ на почестенъ пиръ,
Другой не зовутъ на почестенъ пиръ,
И третий не зовутъ на почестенъ пиръ,
Потом Садкё соскучился.

Садко отправляется к Ильменю-озеру, играет на его берегу и приводит в восторг Морского Царя, который обещает ему счастье и богатство. Как вернулся Садко от Ильмень-озера,

Позвали  Садке на почестенъ пиръ.

Древнейшее историческое свидетельство о присутствии и игре гусельников на княгкеских пирах представляют Несторовы слова о Святополке (под 1015 г.):"Лють бо граду тому и земли той, въ немъ же князь юнъ, любяй вино пити съ гуслми";

В житии преп. Феодосия, игумена Печерского, читаем, что однажды Феодосии пришел к великому князю Святославу Ярославовичу (в XI веке) и увидел в палате, где находился князь, "многихъ играющихъ передъ нимъ: овыхь гуслныя гласы испускающихь, иныхь ор-ганьныя писки гласящихь, иныхъ же мусик1иск1я (по другим спискам: "замърныя"), и тако всъхъ веселящихся, яко же обычай есть предъ княземъ".  Блаженный поник головой и потом сказал князю: "Такъ ли будеть на томъ свЪть?" Князь, умилившись словами Феодосия и немного прослезившись, приказал играющим прекратить игру. С того времени, когда играли перед князем, и князь слышал о приходе Феодосия, он приказывал прекращать игру. Из этого рассказа убеждаемся, что при Святославе игра, т. е. музыка и пение, была в обычае при княжеском дворе и, разумеется, сопровождала княжеские пиры.

Такой же обычай существовал в старину и при сербском царском дворе; "Егда же бо и на т р а п е з ъ  предьседеще, тумьпани и гусльми яко обычай само-держцемь благородны хъ веселяще",- читаем в житии св. Саввы: речь идет о дворе первого царя сербского, Стефана (1195-1228). Подходящей иллюстрацией к рассказу Нестора может служить старинная фреска Софийского Собора в Киеве, относимая к 1073 г.: здесь изображены игроки на флейте, на длинных трубах, на арфообразном и гитаровидном инстру-ментах, наконец, на тарелках. Флейтист и тарелочник изображены, кроме того, пляшущими.

Но скоморохи были желаемыми гостями не только на пирах, но их часто просто приглашали к себе в гости, чтоб насладится их шутками прибаутками и веселой музыкой   Упоминая об этом можно в церковных указах, которые запрещали людям вообще вступать со скоморохами. Так, в поучении- Григория Черноризца (XIII в.) предписывается не вводить в дом скоморохов: "скомороха,... игудьця и свирця не уведи у домъ свой глума ради"
В "Слове о русалиях", приписываемом Нифонту, говорится о муже, который, завидев из палаты своей толпу пляшущих вокруг пляшущего же сопельника (скомороха), останавливает их и велит играть, плясать и петь перед собой.
"Кто ихъ (скоморохов) пустить на дворь добровольно, и они туть играютъ", - говорится в уставной   грамоте  бобровых  деревень  крестьянам   (1509   г.)

Роль скоморохов  в различных обрядах.


Скоморохи были не только народными любимцами, но и выполняли обрядовые функции. Так очень важным считалось присутствие скомороха на свадьбе
В былине о Ставре Годиновиче упоминается о свадебном торжестве, на котором не оказалось скомороха-гусельника и - певца:

Зачали играть свадебку,
Некому   играть   въ   гусли   на   честномъ   пиру,
Игръ играть, напевокъ напивать.

Сходный мотив встречаем в одной из свадебных песен из Пермского края:

Какъ во теремь гусяльцы  лежали,
Во высокомъ звончатыя лежали.
И   то   некому   во   гусельцы   играти,
Некому въ звончатыя играти.

У белоруссов простонародный музыкант  - скрипач носит еще до недавнего времени  назвался  "скомороха" По старинной белорусской поговорке, не бывает свадьбы без скоморохов: "Что за веселле (свадьба) безъ скоморохи". В Белоруси игрец-дударь имеет даже серьезное значение: он заменяет родителей у сироты-невесты. В Украине свадебные поезда иногда отправляются в церковь с музыкой, песнями и даже плясками. Все это в старину, вероятно, исполнялось скоморохами, на что указывают приводимые мною ниже исторические свидетельства и старинные песни.

Если уже на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более среди многолюдных народных сборищ они своим весельем, гудьбою, песнями и плясками не только развлекали толпу, но и увлекали ее к подражанию себе: песни, игры, пляски, рукоплескания, смех, вообще необузданная веселость и разгул толпы - все это сливалось в одну пеструю, шумную картину, в которой благочестивые ревнители христианского учения видели остатки не-навистного им язычества, называя народные игрища и потехи "бесовскими", "жертвой" или "службой идольской", "лестью дьявольскою" и т. п.  Уже Нестор, порицая игрища, на которые стекались народные толпы, так поименовывает "дьявольские лести": трубы, скоморохи, гусли, русалья. "Схожахуся на игрища, - пишет он, - на п л я с а н ь е и на вся бъсовская игрища" (или: "пьсни"), и в другом месте: "Но сими дьяволъ льстить и другими нравы, всячьскими лестьми, пребавляя ны отъ Бога, трубами и скомрахи, гусльми и русалья. Видимъ бо игрища утолчена и людей много множьство, яко упихати начнутъ другъ друга, позоры дъюще от бьса за-мышленнаго дьла".О плясании, имеющем место не только на пирах, на свадьбах и в павечерницах, но и на игрищах и на улицах, упоминает и Кирилл Туровский

В толковании к апостолу Павлу (XIII в.) говорится: "Егда и г р а ю т ь  р у с а л i я ли скомороси ли пьяницъ кличуть, или како сборище идольскихъ игръ, ты же въ тъ часъ пребуди дома". "Не подобаетъ крестьяномъ (христианам) игръ бесовскихъ играти, еже есть плясанье, гуденье, песни м и р ь с к i я и жертвы идольския" читаем в "Слове Христолюбца".4 О составе в старину народных игрищ получаем понятие из Слова св. епископа Евсевия (по рукоп. XIII в.). В воскресный день ("въ недълю"), по словам поучения, "обращеши ту (на игрище) овы гудущи, овы пляшущи, а другыя съдяща и о друзъ клевечюща, а другыя борющася, а другыя помавающа и помизающа другъ друга на зло". Но центром толпы служат игроки на трубах и гуслях, т. е. скоморохи, на звук инструментов которых бегается толпа народа: "Издавять бо ся, слышавше гласъ трубный и гусельный, текуще къ нимъ и аки крылати обрящуться ту"
Сетования духовных писателей, в поучениях и проповедях обличавших народные маскарадные игры, неустанно, но безуспешно раздавались в течение многих веков. Народ не отставал от своих исконных привычек, от любимых святочных увеселений, естественно притянувших к себе деятельность скоморохов. Ряжение и маски были в ходу как у наших скоморохов, так и у западных потешников-жонглеров, сделавшихся в указанных увеселениях народных главными действующими лицами. И те и другие одевались в разные наряды, в которых исполняли род интермедий, бытовых сцен; наряжались в звериные образы, надевали личины, подвязывали бороды, вместо личин, иногда окрашивали себе лица (на западе) или чернили их сажей (в Византии).
Древние языческие народные обычаи, в известные праздничные дни, именно в пору зимнего поворота солнца, которой соответствуют рождественские святки, водить животных, снабженных символическим значением (коня или кобылицу, козла или козу, медведя и т. п.), в руках скоморохов превратились в маскарадные игры: они изображали козла или козу (ср. повторявшееся в некоторых русских поучениях и постановлениях запрещение Трульского собора   [прав. 62]: "козлогласовая ходити", "козлогласования твори-ти", "ни вь козлогласованш" [образ показати собою ]  и т. п.), "бесовскую кобылку", медведя и т. п. В одной из дополнительных статей к Судебнику (1636 г.) приказывается, чтобы (на святках) с кобылками не ходили и на игрища мирские люди не сходились. Об этих кобылках упоминается и в других свидетельствах. Так, в грамоте царя Алексея Михайловича (1648 г.) читаем: "Накладываюсь на себя личины и платье скоморошское, межь себя, нарядя басовскую кобылку вод ять", а далее предписывается, чтобы "личинъ на себя не накладывали и кобылокъ бесовскихъ не наряжали", в числе же атрибутов этой скоморошеской потехи называются: "домры, сурны, гудки, гусли, хари и всяие гудебные бъсовсше сосуды".Гизель (ум. в 1685 г.) выражается о рождественском народном маскараде так: "Иши лица своя и всю красоту чоловвческую, по образу и по подобно Божно сотворенную, некиими лярвами (larva = личина, маска) или страшилами на Диавольский образъ пристроенными, закрывают., страшаще или утьшающе людий, Творца жь и Зиждителя своего укоряюще".

В России, вероятно, как остаток древнего русального маскарада, в некоторых местах сохранился обычай в Духов день или перед Петровским заговеньем водить так называемую "р у с а л к у", в образе лошади, которую изображают ребята, покрытые пологом. Еще недавно, кроме того, существовал, в Белгороде следующий обычай: в праздник Пятидесятницы (т. е. русалий) женщину переодевают в безобразный мужской костюм, а мужчину - в женский, и таким образом водят три дня по городу с песнями и плясками. 
В "Уставь людемь о велицемь пость" (из Дубенского сборника XVI в.) запрещается "плясати въ русалия". Словом, мы видим, что издревле в разных местах весеннее "русальное" торжество ознаменовывалось переряживанием и плясками,  самое же слово "русалии" обобщилось и стало применяться к народным игрищам, сопряженным с большими праздниками вообще, без различия специального характера этих игрищ.
В Прологе XV века слово "русальи" определяется так:  бесы в образе человеческом, "овы бьяху въ бубны, друзии же въ козиць и въ сопьли сопяху, иши же, возложивши на лица скураты (=маски), идяху на глумленье человеком и мнопе, оставивши церковь, на позорь (=зрелище) течаху инарекоша те игры Русальи". На том же основании и старинный русский азбуковник объясняет "русальи" как "игры скоморошские". В Стоглаве русалиями называются как рождественские святочные игры, так и игры на праздник рождества св. Иоанна Крестителя: "Русали о Ивановь дни, и въ навечернш Рождества Христова, и крещения сходятся мужи, и жены, и дъвицы на нощное плещевание и т. д.". 
Неудивительно, что после того, как слово "русальи" получило такое общее, широкое значение, - в многочисленных поучениях, словах, постановлениях, порицающих пестрые и шумные, унаследованные народом из времен язычества игрища, выражения "русальи" и "скоморохи" =непременные участники и вдохновители всяких народных игрищ) почти неразрывно связались, причем рядом с ними же обыкновенно упоминаются еще песни и пляски, как предметы специальной деятельности скоморохов, а также и названия музыкальных орудий скоморохов, как неотъемлемой их принадлежности.

Таким образом мы видим что скоморохи не только выполняли роль массовиков затейников, балагуров и шутников,  но и выполняли свою роль в культовых обрядах и праздниках

Виды скоморохов

Несмотря на кажущуюся простоту занятия скомороха у них было свое деление на различные виды специализации:

Скоморох - певец -  древнейший представитель народной поэзии (домрачей, гусельник), певец мифических, богатырских и исторических песен, но память о них живет и поныне сохраняется в народе, на севере - в лице сказителя былин, а на юге - в образе певца кобзаря или бандуриста; Именно они заложили своим искусством начало нового века славянской поэзии в произведениях Пушкина, Лермонтова, Шевченко и многих других поэтов.

Скоморох - гудец - (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок, в народе же преемниками его являются бродячие или оседлые народные музыканты, частью профессиональные, частью непрофессиональные, из среды местного населения: дудари, гу-дочники, ныне уже почти окончательно вытесненные скрипачами, балалаечниками, лирниками, игроками на гармониках и др.

Скоморох - плясун - его специализацией были танцы и пляски которые поражают своей удолью, разгульностью и озорством и по сей день! И сегодня существует очень много ансамблей народной песни и пляски, которые верно хранят традиции, которые заложили скоморохи - плясуны

Скоморох - глумословец и смехотворец
, исполнитель "позоров" и  глумов уцелело до сих пор в форме святочных потех и шуток, творимых ряжеными "окрутниками", а равно и в форме потешных сцен и фарсов, шуток и прибауток, импровизируемых и разыгрываемых балаганными лицедеями и потешниками из народа, в форме кукольной комедии, райка, медвежьей комедии и т. п., в которых бьет ключом народный юмор, не стесняющийся при этом и в употреблении крепких словец



Подписаться на сайт Великий Триглав
Имя:
Email:


Новое в библиотеке
Пронин Виктор - Ворошиловский стрелок (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 24.11.2016

Воннегут Курт - Малый Не Промах (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 22.11.2016

Акройд Питер - Процесс Элизабет Кри (АудиоКнига)
Категория: Детективы, боевики
Дата: 19.11.2016

Чейз Джеймс Хедли - Репортер Кейд (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 19.11.2016

Устинова Татьяна - Мой личный враг (АудиоКнига) читает Воробьёва И.
Категория: Художественные
Дата: 18.11.2016

Руссо Джон - Ночь живых мертвецов (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 18.11.2016

Шалыгин Вячеслав - Путь с небес. (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 17.11.2016

Хейли Артур - Аэропорт (АудиоКнига) читает Толоконская М.
Категория: Художественные
Дата: 17.11.2016

Маринина Александра - Посмертный образ (АудиоКнига) читает Спирина Е.
Категория: Художественные
Дата: 16.11.2016

Хайес Сэм - Ябеда (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 16.11.2016

Вебер Дэвид - Космическая станция "Василиск" (АудиоКнига) читает Князев В.
Категория: Художественные
Дата: 16.11.2016

Соя Антон - ЭмоБой (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 16.11.2016

Сондерс Марк - Бедствие (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 14.11.2016

Гармаш-Роффе Татьяна - Ведь я еще жива (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 14.11.2016

Зотов Г.А. - Минус ангел (АудиоКнига)
Категория: Художественные
Дата: 14.11.2016

Облако Тегов
Поиск
РЕКЛАМА
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Славянский календарь
праздников

Праздники славян
Реклама
Друзья сайта
  • Чудеса в комоде
  • Доски объявлений - Россия
  • Гид по игре Травиан
  • Партнерские программы для сайтов и вебмастеров
  • Архив записей
    Copyright MyCorp © 2017
    Каталог сайтов Всего.RU Компас Абитуриента Rambler's Top100 Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости Бизнес портал B2B-Broker - российский деловой портал, информационный портал, каталог предприятий, справочник предприятий Общество, религия, человек